Доклад на тему: «Религиозный экстремизм: признаки, причины, способы предупреждения».

Докладчик: Председатель РДУМ Пензенской области А.А.Юнкин. 

Досточтимые участники Высокого Собрания! Уважаемые участники межрегиональной научно-практической  конференции, друзья!

Позвольте от имени Регионального духовного управления  мусульман Пензенской области выразить Вам свои самые добрые чувства и искренне желаю плодотворной работы и успеха гостям и участникам заседания «Современные тенденции формирования культуры межэтнических и межконфессиональных отношений».

Основной целью и приоритетной задачей нашего заседания является развитие диалога между представителями разных народов,  религиозных традиций, сохранение духовного и культурного многообразия человечества, развитие культуры взаимного уважения и добрососедства. А так же способы предупреждения национальных и религиозных агрессий.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что на территории Пензенской  области много веков проживают люди разной веры и национальности, которые сформировали уникальный образ жизни и традиции. Поэтому мы, представители исламских организаций глубоко ощущаем свою ответственность за доверие верующих людей, за молодое поколение, за судьбу России. 

 

Отсутствие массовых проявлений экстремистского и конфликтов  националистического характера в молодёжной среде в Пензенской области – свидетельствует об успешности предпринимаемой профилактической работы. Вместе с тем, текущие социально-экономические, миграционные, общественно-политические процессы и их возможные последствия для общественной жизни в Пензенской  области ставят перед органами государственной власти и местного самоуправления, перед всеми конструктивными общественными силами новые задачи, которые необходимо решать в рамках деятельности по профилактике экстремизма в молодёжной среде.

На сегодняшний день религиозная молодежь Пензенской области  получает духовное образование во всем мире. Но, к сожалению после окончания не все готовы поддерживать традиционный ислам. В наше время  есть люди, которые хотели бы видеть разрушение веры, которым многое не нравиться. Не нравиться его взаимоуважение, спокойствие, взвешенность.

Досадно, что сегодня большое количество мусульман России не знают славной истории своего народа. Наша история тесно переплетена с традициями Ислама суннитского толка, непосредственно с традициями ханафитской правовой школой. К сожалению, сегодня молодежь, которая испытывает переживания за будущее своего народа, желая помочь, попадает в разные политические, сектантские организации с нетрадиционным уклоном в России, прикрывающейся религией Ислам. Они сами того не ведая, продолжают разрушать веками налаженное историческое наследие, которое насчитывает почти полторы тысячи лет и уходят корнями к асхабам. Ведь мы прекрасно знаем, в Древних Булгарах в Татарстане  возле Малого минарета покоятся сахабы-сподвижники Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!).

Мы обеспокоены ростом числа религиозных экстремистов в Поволжье. Вызывает тревогу плохо контролируемое распространение идеологических течений экстремистского характера, далеких от Ислама, от российской традиции Ислама. В связи с событиями  в Татарстане радикальные элементы нахлынули враждебно против мирного общества и посягнули на жизнь мусульманских духовных лидеров России, тем самым хотели расшатать духовное единство и спокойствие нашей страны. Убитый  Валиулла  хазрат Якупов яркий представитель новых татарских богословов, его работы посвящены идеологической борьбе с радикализмом. Мощным ресурсом повышения эффективности противодействия экстремизму является наша согласованная работа и сотрудничество. Нам необходимо понимание со стороны органов власти, СМИ и широкой общественности того очевидного факта, что бандиты, террористы прикрывают свои интересы и экстремистские действия знаменем Ислама.

Мы согласны с мнением помощника  полпреда президента РФ Анатолия Загрядского, что в Приволжском федеральном округе происходит "активизация негативных процессов в мусульманской среде". Анализ поступающей информации позволяет сделать вывод о значительном росте числа приверженцев мусульманских общин, связанных с экспансией в регионе сторонников международных экстремистских организаций, таких как "Аль-Каида", "Хизб ут-Тахрир", "Таблиги джамаат", и другие. В этой информации была упомянута и Пензенская область.

В области наблюдаются  религиозные радикалы, фанатики, экстремистские понимания, бедуинские мировоззрения и мы должны защитить наше общество от этого недуга. Эти нездоровые понимания  вливаются в общество.

И плохо то, что прислушиваются обычно к мнению тех, кого лучше всех слышно (то есть - агрессивных представителей).  Мусульмане запутались, где правда и где ложь.

Мы осуждаем терроризм и экстремизм в любой форме, а также попытки их религиозного оправдания. Использование религии как средства разжигания ненависти или как предлога для преступлений против личности, морали, человечества – это один из главных вызовов современности.

Яркое проявление неуважения к закону и традиционным пониманиям мы ощутили летом этого года в с.Ср.Елюзань и с. Карновар. Были силой захвачены приходы РДУМ и на сегодняшний день эти приходы осаждаются отдельными группками фанатично настроенных религиозных элементов. Мы  со своей стороны на законных основаниях просим Государство  в Вашем лице дать оценку и сопутствовать в решении проблем с  этими самовольными миссиями. В обращении от 12 декабря 2012 года Федеральному собранию Владимир Владимирович Путин заявил: "Мы не допустим появления в России замкнутых этнических анклавов со своей неформальной юрисдикцией, живущих вне единого правового и культурного поля страны, с вызовом игнорирующих общепринятые нормы, законы и правила". Мы полностью поддерживаем нашего лидера россиян и присоединяемся к его словам.

Более того эти самовольные анклавы смогли ввести в заблуждение  общественность в том, что Верховный муфтият г. Уфы якобы одобрил рейдерские захваты и нецивилизованные действия и якобы оценил, что руководство РДУМ потерял авторитет  над мусульманским сообществом Пензенской области. На сегодняшний день эти группки религиозных фанатиков стараются зарегистрировать свою легитимность и правоту в Минюсте по Пензенской области.

В течении нескольких лет РДУМ совместно с нашими старшими братьями из РПЦ проводит мероприятия и встречи за  круглым столом. Например, только в этом году мы принимали в Кузнецкой мечети его преосвященство митрополита Вениамина и Епископа Серафима. Мы должны помнить и чтить, что у нас единые корни, что великая сила, которая нас объединяет вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности - это любовь к малой родине.

Ежегодно вновь возводимые мечети, церкви радуют глаз. Мы постоянно ощущаем заботу Правительства области о умме мусульман, татар Сурского края цель которых — привлекать духовенство к проблемам, возникающим в жизни нашего общества и оказывает поддержку развитию традиционного ислама России.  Слава Богу,  с помощью Правительства области выделяются земли под мечети или под мусульманские захоронения. Духовенство со своей стороны старается побудить чувства добра и сострадания  у  неравнодушных граждан к строительству культовых объектов. На протяжении  пяти лет благодаря молитвам нашего многоуважаемого  муфтия Адельши хазрата были открыты более пяти мечетей. В этом году сданы два прихода,  а так же ведутся работы  двух новых  и производится реконструкция одного храма. Благодаря руководству УМВД по Пензенской области у пензенских полицейских, несущих службу на Северном Кавказе, появилась возможность совершать религиозные обряды в комфортных условиях. Духовенство совместно с Управлением внутренних дел  участвовало в историческом событии при возведении мечети и часовни в селе Старые Атаги, Чеченской республики. Мы со своей стороны благодарны руководству УМВД   за решительный шаг в воспитании взаимоуважения между народами.

 Хотелось бы сказать несколько слов о так называемых  людях «Общества доведения». Сегодня их можно нередко увидеть в мечетях Пензенской, Ульяновской. Саратовской и других областях России вплоть до Дальнего Востока: одетые в характерную пакистанскую одежду (шальвар-камиз), с бородами несуразного вида и  периодически ночующие в мечетях. Уже по их специфическому внешнему виду можно понять, что перед вами адепты нетрадиционного для татар течения.

Посмотрите на страницы истории: никогда наши предки не ночевали, и не агитировали мусульман ночевать в мечетях. В понимании ислама предков ночевка в мечетях допустима только лишь во время последних дней священного месяца «Рамазан», или же в некоторых крайних случаях. Никогда наши предки не выставлялись напоказ и тем более свое превосходство над другими. Все конфессии должны соблюдать уставной порядок, утвержденный Минюстом по Пензенской области.

Руководство РДУМ 2011 году на пленуме приняло решение о недопущении самовольных миссионеров, которых преследуют ночёвки в мечетях и проповедей несоответствующих традиционному исламу. Они призывают своих сторонников к обязательным сборам денежных средств для так называемого «Призыва»  в целях поездок по мечетям Пензенской и других областей.

Это прикрытие, а основная часть миссионеров- сектанты, они не законно,  минуя общий принятый порядок духовенства занимаются агитацией своих идей хождения в частные домовладения, независимо кто там живет: русские, татары или мордва. Это прямой признак проявления фанатизма и радикализма. Фактически они пытаются вернуть к активной вере номинальных российских мусульман путем доведения до них основ ислама не традиционным и чуждым неприемлемым для них способом. Лучше всего на эту роль им подходят странствующие проповедники, не обладающие духовными санами и глубоким пониманием религии. Объединяясь в небольшие группы (джамааты) численностью около пяти человек, они отправляются с миссиями вести призыв (дагват) по принципу «харудж» («от дома  к дому»).

Например, Духовный фанатично настроенный лидер этой группы, не желает вести какие либо разговоры с другими и предпочитает идти тем путем, который, по его мнению, а не толкованию богословов ханафитской правовой школы правильное. Понятие самокритика для него чуждо. Он вбил  себе в ум только то, что он один прав, а остальные заблудшие. Старается обвинить всех в невежестве и в безбожии, будто сам он безгрешный, а его слова являются вдохновением свыше.   Это есть крайним фанатизм – самое яркое доказательство экстремизма. Да, возможно он академик, бакалавр исламских наук, но  он достаточно слабо посвящен в практические проблемы российского Ислама. Он может прекрасно изъясняться на арабском, знать досконально отличия иснаашаритов от исмаилитов, разбираться в юридических тонкостях мазхабов у суннитов - но при этом он… не может понять, почему, например, татарское сообщество игнорирует определенных людей в нетрадиционной для татар пакистанской одежде, воспринимают как нищих, своего рода мусульманских юродивых, поэтому их подкармливают, пускают в дом, позволяют ночевать там или в мечети. Или   же он не понимает как решить проблему раскола в отдельно взятом селе.

Эти люди никогда не думали об обществе, давайте посмотрим чем они занимаются, они строят мечети? нет, они занимаются с людьми и призывают к солидарности? нет, они уважают народ и мнение правителя? нет, так чем они занимаются кроме как вредительства и захвата мечетей? или очернением уважаемых членов духовного и светского общества или же своими призывами зла путем демонстрации, что все у нас плохо, что мы должны жить более хорошо, все воруется и т. д. и т. п. И этими лозунгами они пытаются расшатать духовное единство и придать обществу стимул беззакония. Одним словом эти люди   прикрываются лозунгами ислама, стараются навязать свою точку зрения, свою идеологию о «чистом исламе» естественно цитируя Коран так, как им это хочется. Они не возвращаются к духовным наставникам, они не признают общепризнанный традиционный ислам России и его руководителей, муфтиев, они не признают уставы и прочие документы. Вопрос: к чему могут призывать такие личности и возможно ли их допустить к детям?

Для выхода из сложившейся ситуации мы предлагаем создать совместные группы экспертов из различных органов власти, которые владеют навыками религиозной теологии и психологии. Которые могли бы дать оценку самовольным религиозным действиям на территории Пензенской области и отличить подлинное лицо приверженца добра или злостного вредителя.  Одним словом не помешало бы сделать «тест драйв» всем существующим мусульманским организациям. Все мы хороши, выступая за кафедрой, но на деле деяния некоторых организации глубоко не соответствует действительности.

По-настоящему справиться с религиозным недугом  можно только через образование и нравственное воспитание. Школа, СМИ и проповедь духовных лидеров должны вернуть нашим современникам полноту знаний своих религиозных традиций, призывающих к миру и любви. А со стороны Государства поддержка традиционного ислама России. 

Мы всегда готовы поддерживать духовно подкованную молодежь в перспективе развития будущего. Хотелось бы выделить  роль регионального образования: филиала высшего учебного заведения для подготовки мусульманских кадров для улучшения духовно-нравственной атмосферы. Мы готовы внести свой посильный вклад в создание системы духовного образования в Пензенской области. Еще раз подтверждаем, что со своей стороны, мы готовы и впредь сообща поддерживать словом и делом государство и общество.

Также в своем декабрьском послании президент России Владимир Путин обозначил проблемы религиозного и национального радикализма.

Это одно из вдохновенных посланий Владимира Путина, призыв консолидировать все национальные силы перед грядущими мировыми переменами, преодоления их без потерь для России. Вместе с тем в послании четко сформулированы ключевые проблемы и задачи, необходимые для продвижения модернизации всей государственной системы и общества.

В послании подчеркивалась важность деятельности общественных организаций, особенно добровольческих в формировании гражданского сознания. Необходимо на всех уровнях региональных властей продолжать работу по формированию единого гражданского общества без местечковых и этнических обособлений.

Для противодействия экстремистской идеологии необходима широкая просветительская работа, особенно среди имамов и молодежи. Поэтому руководство уделяет большое внимание работе с кадрами. РДУМ ежегодно на базе Кузнецкой мечети проводит курсы повышения квалификации имамов  с участием лекторов общественных, научных и административных структур. В течении многих лет мы работали над тем, чтобы подготовить духовных деятелей. На сегодняшний день, очевидно, что подготовленные нами кадры эрудированные и высококвалифицированные. И развили бурную деятельность не только в своих приходах, но и активизировались в других направлениях. В области  СМИ. Ежемесячная газета ИМАН содержит в себе информацию о последних новостях в религиозном мире. Данная газета содержит в себе  около 60 (шестидесяти) полос. В типографических продукциях силами фонда поддержки исламской культуры науки и образования (г.Москвы) и общественного Совета, РДУМ осуществило выпуск журналов,  первой и второй книги «Современное российское общество и ислам», первый выпуск книги «Социальное служение» в 2011 году, на тему борьбы против радикализма и фанатизма. Также   выпустило брошюру «Экстремизм - деяние сатаны»,  которую представители РДУМ презентовали в различных вузах Пензенской области.  В честь благочестивых дат и месяцев, с вопросами  и ответами по темам «Курбан»  и  «Рамазан»  было выпущено ряд брошюр. В настоящее время  вышел в свет  второй выпуск книги «Социальное служение» объединяет 280 (двести восемьдесят) полос, отражены итоги работы Регионального духовного управления Пензенской области и общественного Совета за 2011г. В ней предоставлен полный отчет о плодотворной деятельности РДУМ  Пензенской области.

В последние время нашим государством предпринято немало позитивного в отношении свободы совести и деятельности религиозных организаций.

Демократические преобразования создали реальные перспективы для выстраивания новых горизонтов взаимоотношений государства с религиозными организациями. В государственно-конфессиональных отношениях отныне провозглашен принцип полноправного партнерства сторон при совместном участии в социальной, духовно-нравственной, воспитательной, образовательной и других важнейших сферах общественной жизни страны.

Сегодня глубоко осознавая свою миссию, представители всех традиционных религиозных  конфессий современной России подают добрый пример конструктивного соработничества, словом и делом приобщая все наше сообщество к восприятию своего духовного наследия и следованию тем основам, которые испокон веков предписано нашего сообщества. Ибо объединяющей всех нас исходной точкой является любовь к Богу, к человеку и святое чувство любви к своему Отечеству.

Мы считаем, что только базисные ценности в рамках традиционных духовно-нравственных установок и моделей поведения были и остаются неотъемлемым условием стабильного и поступательного развития страны. Как верующие люди, мы, осознавая особую ответственность перед Богом, неустанно призываем всех верующих и людей доброй воли уважать и принимать друг друга, не взирая на различия религиозных и иных воззрений, воздерживаясь от разрушительных и провокационных действий.

Считаем важным и дальше выстраивать конструктивные формы взаимодействия государства и общества и сохранять достигнутые высокой ценой позитивные завоевания.

Да споспешествует Всевышний всем нам в утверждении Его высших духовных истин, реализации благих устремлений, замыслов и дел, и ниспошлет нам всем свою милостивую помощь и благословение на доброе сотрудничество во имя мира и согласия на земле нашей великой Отчизны – России, во имя счастья и вечного мира!

Мир всем Вам, милость Всевышнего Создателя и Его благословения!

Благодарю за внимание!